После краха отношений России с Западом из-за Украины китайско-российское стратегическое партнерство стало более реальным. Россию и Китай объединяет общее стремление бросить вызов принципам международной системы, в которой доминирует Запад. Но их отношения сложны, с затяжным недоверием с обеих сторон. Баланс конкуренции и сотрудничества наиболее очевиден в Центральной Азии, на Дальнем Востоке России и в Арктике. Участие в этих театрах проверило способность России и Китая справляться со своими разногласиями и претворять риторику партнерства в ощутимые выгоды.
Перспективы российского Евразийского экономического союза выглядят туманными на фоне китайской инициативы На данный момент договоренность довольно стабильна, однако опасения нестабильности в Южной и Центральной Азии вынудили Пекин медленно повышать уровень своей безопасности там.
Но Россия и Китай могут получить от сотрудничества больше, чем от прямой конкуренции. За исключением маловероятной коррекции курса в отношениях России с Западом, партнерство будет укрепляться.
После распада Советского Союза Москва и Пекин превратили свои отношения из противников холодной войны в прагматичных партнеров с общей целью оттеснить международную систему, в которой доминирует Запад. Их отношения носят тактический и оппортунистический характер, но характеризуются все более совместимыми экономическими, политическими интересами и интересами безопасности. Разделяя геополитическое мировоззрение многополярности, они оба твердо желают сдерживать западную мощь и стремятся ускорить то, что они считают ослаблением Соединенных Штатов. С общим желанием сместить центр глобальной власти с евроатлантического пространства на Восток, они стремятся переписать, по крайней мере, некоторые правила глобального управления, предполагая, что их партнерство становится все более стратегическим. Тем не менее китайско-российские отношения сложны, с сохраняющимся недоверием с обеих сторон. Несмотря на грандиозные амбиции лидеров двух стран в отношении сотрудничества, достижение существенных результатов часто ускользает от них, особенно на российском Дальнем Востоке и в Арктике, где реализация множества торговых, инвестиционных и инфраструктурных сделок, объявленных с 2014 года, была затруднена.
Двусторонние связи между двумя странами стали в высшей степени персонализированными: Владимир Путин и Си Цзиньпин руководят комиссиями, должностными лицами и государственными корпорациями для разработки финансовых и торговых сделок.
В результате двусторонние связи между двумя странами стали в высшей степени персонализированными: президент России Владимир Путин и Председатель Китая Си Цзиньпин направляют правительственные комиссии, действующих должностных лиц и руководителей государственных корпораций для разработки финансовых и торговых сделок, большинство из которых представляют собой крупномасштабные инвестиции китайских денег сверху вниз в ключевые секторы российской экономики. Многие области, в которых Россия и Китай сейчас сотрудничают,—транспортная инфраструктура, энергетика, телекоммуникации и продажи высокотехнологичной военной продукции-были де—факто закрыты для китайских партнеров России всего несколько лет назад, поскольку Москва сосредоточила больше усилий на привлечении Европы в качестве своего приоритетного экономического партнера, источника международного финансирования и поставщика передовых технологий. Поворот Москвы в сторону Китая, ускоренный крахом ее отношений с Западом из-за Украины, позволил Кремлю сохранить некоторые из своих важнейших государственных активов—Роснефть, Газпром и проект сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале—несмотря на западные санкции.