Куда инвестировать пенсионные накопления

Экономические системы в Новую эпоху: Стабильные системы в нестабильном мире. 2021; 160: 539–546.
PMCID: PMC7971630
Guest Editor (s): Svetlana Igorevna Ashmarina,9 Jakub Horák,10 Jaromír Vrbka,11 and Petr Šuleř12

9Кафедра прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета. Самара, Россия

10Институт технологии и бизнеса. Ческе-Будеевице. Чешская Республика

11Институт технологии и бизнеса. Ческе-Будеевице. Чешская Республика

12ČEZ Group, Институт технологий и бизнеса, Прага 4, Чешская Республика

13 и автор-корреспондент14

Абстрактный

В статье рассматриваются особенности инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) как институционального инвестора. Его социальная ответственность.

Институциональные участники рынка управления активами могут выступать в качестве среднесрочных источников финансирования. Их интерес к инфраструктурным проектам. Как показало исследование. Связан с тем. Что такие проекты имеют долгосрочную. Стабильную доходность. Хотя и не самую высокую на инвестиционном рынке. Авторы проанализировали опыт инвестирования в инфраструктурные проекты негосударственными пенсионными фондами. Анализ институциональных инвестиций в инфраструктурные проекты подтвердил. Что институциональные инвесторы. В частности НПФ. Обладают огромными ресурсами и являются успешными инвесторами.

Создание и поддержка негосударственного пенсионного обеспечения является одной из форм выражения социальной ответственности бизнеса. Система обеспечивает участие государства. А также работодателя и гражданина в развитии достойного уровня жизни. Что влияет на организацию и осуществление эффективной социальной защиты пенсионеров.

Ключевые слова: Институциональные инвесторы. Инвестиции в активы, НПФ. Принципы ответственного инвестирования. Регулирование социально значимых проектов. Социальная ответственность бизнеса

Введение

Современная ситуация в экономической и социальной сферах показывает. Что социальная незащищенность значительной части населения стала неотъемлемой чертой преобразований в России. В соответствии с концепцией пенсионной реформы в стране формируется принципиально новая пенсионная система. Включающая подсистемы государственного пенсионного обеспечения. Обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного обеспечения. Предусматривающая пенсионное обеспечение за счет взносов работодателей по коллективным и индивидуальным договорам и самостоятельные пенсионные накопления работающего населения.

Сегодня многие крупные промышленные и коммерческие предприятия обеспечивают своим работникам дополнительный доход через систему негосударственных пенсионных фондов. Компенсируя тем самым недостаточный уровень трудовых пенсий [10Бизнес как источник социальной ответственности не получает достаточной помощи от государства в решении вопросов стратегического развития. Инвестиции бизнеса в корпоративную социальную ответственность не поощряются государством. Поэтому рост таких инвестиций не является значительным.

Ситуация усугубляется сохраняющимся недоверием российских компаний к социальным инвестициям и отсутствием доступной информации о ситуации в этой сфере деятельности. Таким образом. В условиях низкого уровня государственных пенсий вопрос обеспечения приемлемого уровня дополнительных пенсий через созданные корпоративные пенсионные системы актуален для предприятий всех форм собственности. Очевидно, что вопрос создания и развития корпоративных пенсионных систем очень важен. Однако в условиях радикальной пенсионной реформы. Проводимой в Российской Федерации. Ряд актуальных вопросов. Связанных с созданием и развитием корпоративных пенсионных систем. Остается нерешенным.

Инвестиции в реальную экономику зависят от повышения ее конкурентоспособности и выживания. Однако инвестиции частного капитала и государственных финансовых ресурсов должны быть беспристрастными. Обеспечивающими эффективность их использования. Один из ярких примеров-пенсионные фонды. Которые имеют огромное количество денег. Ожидающих своего использования. И важно рассматривать этот ресурс не как источник финансирования текущих потребностей. А как возможность для развития долгосрочных проектов. Которые являются социально значимыми и могут изменить качество жизни.

Действительно. В некоторых проектах капитал институциональных инвесторов может даже полностью заменить государственное финансирование на уровне федерального бюджета. Фонды НПФ предоставляют возможность для долгосрочных инвестиционных проектов. Такие проекты являются социально значимыми и способны изменить качество жизни.

Инфраструктурные инвестиции более подходят для инвестиций пенсионных фондов и страховых компаний. Поскольку они независимы от бизнес-цикла. Не коррелируют с другими классами активов и имеют стабильный операционный денежный поток. Вопрос долгосрочных инвестиций. Принадлежащих пенсионным фондам. Имеет важное значение в инфраструктуре реализации проектов.

Методология

В данной работе мы использовали системный подход и общенаучные методы для выявления особенностей негосударственных пенсионных фондов (НПФ) как институциональных инвесторов в современных социально-экономических условиях. Методологической основой данного исследования является системный и сравнительный анализ. Который позволяет выявить специфику рассматриваемого вопроса и наметить тренд для дальнейшего прогнозирования. Реализованные в исследовании подход и методы позволили выявить фактические данные. Характеризующие процесс реформирования пенсионной системы России. А также рассмотреть возможность инвестирования средств НПФ в реальный сектор экономики.

В данной работе были учтены данные о социально-экономическом развитии страны. Статистические материалы о деятельности страховых фондов. НПФ и институциональных инвесторов.

Результаты

Проблема старения населения и сокращения трудоспособного населения актуальна для большинства стран мира и нуждается в решении. Анализ пенсионных моделей показал. Что проблема старения населения создает угрозу дефицита средств традиционных распределительных пенсионных систем в развитых и развивающихся странах [

7В рамках проводимого в этих странах процесса реформ были созданы многоуровневые пенсионные системы с обязательным накопительным компонентом. Призванные обеспечить высокий уровень благосостояния пенсионеров и коэффициент замещения в будущем не менее 60%. Российская многоуровневая пенсионная система отражает международный опыт. Однако необходимо учитывать. Что полностью идентичных пенсионных систем в мире не существует. Все национальные практики отражают определенную специфику.

Анализируя причины кризиса накопительной системы в России. Можно определить несколько условий ее устойчивости и развития, например. Формирование пенсионных накоплений по модели частноправовых. А не публично-правовых отношений с максимальным определением условий договора сторонами без участия государства. При этом такая свобода и эффект могут иметь место в рамках установленных государством требований к стандартизированным продуктам.;

возможность определения ставки взносов в систему. Исходя из экономических возможностей участников. Срока накопления. Размера и сроков назначения пенсии и других существенных обстоятельств; внедрение механизмов распределения финансовой ответственности за формирование накоплений между работником. Работодателем и государством. “диверсификация” зависимости и ответственности работника и работодателя и др. [1Важно отметить. Что средства НПФ в настоящее время представляют собой достаточно значительный объем возможных инвестиций в экономику Российской Федерации. По данным Центрального банка Российской Федерации, на пенсионном рынке действуют 47 негосударственных пенсионных фондов с действующими лицензиями, из них 14 фондов занимаются только негосударственными пенсионными схемами, 31 фонд работает как в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Так и в рамках негосударственных пенсионных схем [

2Фонды, работающие со схемами НПФ. Составляют только более 2/3 всех пенсионных резервов и только 1/3 всех участников программ негосударственных пенсионных схем (то есть фонды. Специализирующиеся на негосударственных пенсионных схемах. Имеют высокий уровень средств на одного клиента). Между тем активы этих НПФ составляют лишь 1/4 активов всех фондов. Работающих на рынке [2].

По данным ЦБ РФ. Объем пенсионных фондов НПФ на конец 2019 года составил 4273 млрд рублей. Средства пенсионных накоплений НПФ составили 2858 млрд рублей. А средства пенсионных резервов НПФ – 1414 млрд рублей [

2]. Этот дисбаланс долей (пенсионных резервов и активов) обусловлен тем. Что общая сумма пенсионных накоплений на рынке значительно превышает стоимость пенсионных резервов. На рынке корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения наблюдается стагнация. По мнению экспертов. Негосударственное пенсионное обеспечение в определенной степени связано с текущим этапом развития пенсионного рынка и с изменением условий реализации негосударственных пенсионных схем (отказ от концепции индивидуального пенсионного капитала. Появление законопроекта о новом продукте-гарантированном пенсионном продукте. Законодательная инициатива по сохранению пенсионного возраста для участников программ негосударственного пенсионного обеспечения и др.).

В таких условиях работодатели не готовы внедрять новые корпоративные пенсионные программы. Неблагоприятная экономическая конъюнктура в стране. Рост инфляции определили проблему для НПФ. А именно рост доходности депозитов и необходимость получения инвестиционного дохода для будущих пенсионеров. В целом 2019 год был достаточно успешным для большинства фондов: они показали доходность выше уровня инфляции и использовали инвестиции для увеличения накопления сбережений как в ценных бумагах частных компаний. Так и в проектах. Связанных с государственно-частным партнерством. Увеличение пенсионных фондов обеспечило их инвестиционный результат. Для развития накопительной части необходимо также участие работодателей в ее формировании через развитие корпоративной составляющей. Для этого необходимо разработать общеотраслевую систему корпоративных пенсий. Которая должна иметь силу закона и служить основой для создания корпоративных систем на предприятиях конкретных отраслей.

Инвестиции в реальный сектор экономики зависят от повышения его конкурентоспособности и выживаемости. Объем финансовых ресурсов. Вложенных государством и частным капиталом. Должен осуществляться на объективной основе и обеспечивать эффективность их использования. Функционирование системы коллективных инвестиций в социальном аспекте заключается в повышении благосостояния граждан путем участия в повышении капитализации экономики страны. Поскольку деятельность осуществляется через инвестиционный механизм. Происходит процесс эффективного распределения необходимых для экономики ресурсов и их интеграции в финансовый оборот. Стратегический план. Призванный решить проблему выживания бизнеса. В определенной степени используется для выбора привлекательных секторов и видов деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности бизнеса в реальных секторах экономики [4, 9].

Увеличение вовлечения сбережений населения в долгосрочные инвестиции на бирже способствует развитию рынка институциональных инвесторов в России; можно сказать. Что доля инвестиций в ценные бумаги в реальном секторе экономики растет; это также способствует снижению зависимости динамики российских акций от иностранных инвестиций, что. В свою очередь. Дает возможность населению вкладывать свои средства в негосударственные пенсионные фонды (в пенсионные накопления) и страховые программы.

Обсуждение

Фонды НПФ предоставляют возможность для инвестирования долгосрочных проектов, проектов. Которые являются социально значимыми и могут изменить качество жизни. Действительно. Капитал институциональных инвесторов в некоторых проектах даже способен полностью заменить государственное финансирование на уровне федерального бюджета. Инфраструктурные инвестиции более подходят для инвестиций пенсионных фондов и страховых компаний. Поскольку они не зависят от бизнес-цикла и не коррелируют с другими классами активов. А также имеют стабильный операционный денежный поток.

Вопрос долгосрочных инвестиций пенсионных фондов имеет важное значение при реализации инфраструктурных проектов. В последние годы реализуется модель финансирования инфраструктурных проектов с привлечением средств НПФ через концессионные облигации. В России регулятор ограничивает возможности фондов и страховых компаний участвовать в инфраструктурных проектах. Ограничивает сроки вхождения в проект. Возможные инструменты и правила расчета рисков. Что накладывает ограничения на структуру инвестиционного портфеля. Анализ показал. Что доля акций большинства НПФ существенно снизилась.

При размещении средств пенсионных резервов фонды руководствуются принципами безопасности. Доходности и информационной открытости инвестиционного процесса. До недавнего времени НПФ в основном инвестировали в государственные облигации и “голубые фишки”. Это было связано с надежностью ценных бумаг. Ноак правило. Доходность по таким бумагам невысока. Инвестиционный портфель пенсионных фондов НПФ за 2 квартал 2019 года увеличился на 2,5%. Основным драйвером роста являются положительные инвестиционные показатели фондов [

2].

Незначительное замедление темпов роста накопительного пенсионного портфеля по сравнению с предыдущим кварталом связано с тем. Что в январе-марте 2019 года произошел перевод средств из Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по итогам переходной кампании 2018 года и это повлияло на данный показатель [11]. Без учета влияния этого фактора темпы роста пенсионных накоплений ускорились [2].

Промежуточные итоги переходной кампании 2019 года свидетельствуют о значительном снижении числа граждан. Подающих заявления о переводе пенсионных накоплений из ПФР в НПФ.

В условиях возможного сокращения объема переводов средств из ПФР к концу 2019 года темпы роста пенсионных накоплений НПФ будут в большей степени зависеть от доходности вложений средств. Чем в предыдущие годы.

На конец июня 2019 года инвестиционный портфель пенсионных фондов НПФ превысил 4 трлн рублей. Пенсионные резервы за апрель-июнь 2019 года выросли на 2,6%. Пенсионные накопления – на 2,4% (+3,1% кварталом ранее). Без учета перечисления средств из ПФР темпы роста пенсионных накоплений НПФ в 1 квартале 2019 года составили около 1,5%. Во 2 квартале 2019 года положительные темпы роста пенсионных накоплений были обеспечены инвестиционными результатами.

Средняя годовая доходность инвестиций в пенсионные накопления за первое полугодие достигла 10,4%. Показатель по расширенному пенсионному портфелю ВЭБА был ниже и составил 8,4% [2]. Все фонды показали положительную доходность от инвестирования пенсионных накоплений (годом ранее результат был отрицательным для 16% фондов). Доходность размещения пенсионных резервов составила 8,3% [3].

Благоприятная конъюнктура фондового рынка способствовала росту доходности; при высокой доле вложений в такие инструменты в НПФ инвестиции—более 90% в пенсионные накопления и более 70% в пенсионные резервы.

В инвестиционной структуре НПФ по-прежнему преобладает реальный сектор. Однако в условиях неблагоприятной ситуации на финансовых рынках наблюдался рост инвестиций в государственные ценные бумаги за счет гибкого механизма сделок репо. В то же время медленный рост долевой части портфеля может свидетельствовать о нежелании НПФ брать на себя дополнительные риски: за квартал она немного выросла. Но осталась низкой. Риск-аппетит НПФ снижает. В том числе. Потребность в безубыточности инвестиций пенсионных накоплений на пятилетнем горизонте [4].

Во 2 квартале 2019 года НПФ увеличили долю инвестиций в компании нефинансового сектора [2]. В пенсионном накопительном портфеле – за счет увеличения инвестиций в нефтегазовый. Машиностроительный и транспортный секторы. В пенсионные резервы инвестиции – за счет отраслей связи. Телекоммуникаций и информационных технологий. Инвестиции в металлургические и горнодобывающие компании выросли в обоих портфелях.

Проанализировав структуру пенсионных резервов и накоплений. Можно сделать вывод. Что большая их часть сосредоточена в банках и финансовых институтах. Эксперты считают. Что риск спроса-это достаточно высокий риск инфраструктурных инвестиций. Для которых привлекаются средства НПФ; проекты могут оказаться ненужными.

Может случиться так. Что реализованный проект не будет востребован и не принесет обещанной отдачи: например. Никто не пойдет лечиться в частную больницу. Другая проблема заключается в том. Что на российском рынке НПФ существует большое количество фондов. Крупные фонды гораздо чаще инвестируют в инфраструктуру. Чем более мелкие. Рынок коллективных инвестиций. Благодаря своей способности аккумулировать и эффективно распределять ресурсы институциональных инвесторов. Обладает способностью направлять и увеличивать ликвидность. А также способствовать выполнению социальных обязательств. За которые инвесторы также несут ответственность.

К 2020 году российский рынок коллективных инвестиций должен значительно увеличить свой вес в ВВП и сыграть важную роль в инфраструктурных проектах финансовой системы Российской Федерации. Сегодня характерной чертой развития российского финансового рынка является доминирование банков. Но система коллективных инвестиций должна занимать более высокое положение. Объединяя ресурсы и вовлекая их в финансовый оборот.

Создание и поддержка системы негосударственного пенсионного обеспечения-это форма социальной ответственности бизнеса. Система обеспечивает участие государства. А также работодателя и гражданина в развитии достойного уровня жизни. Что влияет на организацию и осуществление эффективной социальной защиты пенсионеров.

Вывод

Говоря о развитии НПФ и рынков долгосрочного страхования в 2020 году. Необходимо выполнить ряд задач: устойчивое развитие социального обеспечения и социальной стабильности. А также стабильность пенсионной системы на основе накопительного принципа распределения. Генерация долгосрочного инвестиционного ресурса.

Действующая модель пенсионного рынка и долгосрочного страхования жизни частично выполняет свои функции. Основными причинами такого развития являются низкий уровень социальных гарантий со стороны государства. Низкие доходы и низкий уровень государственных сбережений. Неадекватное налогообложение пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. Низкий уровень участия фондов НПФ и инвестиционных страховых компаний. Россия сталкивается с демографическими проблемами – наблюдается устойчивая убыль населения с увеличением числа пенсионеров и уменьшением числа занятых в экономике.

Несмотря на то. Что в последние годы наблюдается довольно быстрый рост доходов населения. Россия по этому показателю все еще очень сильно отстает от уровня развитых стран. Более того, сбережения снижают уровень граждан. То есть люди предпочитают не копить деньги. А сразу тратить. Таким образом. Сбережения граждан не превращаются в инвестиции. По мнению экспертов ОЭСР. Российская многоуровневая система пенсионного страхования. Разработанная в последние годы. Соответствует международному опыту и рекомендациям [8Целью его реализации было повышение финансовой устойчивости пенсионной системы путем введения обязательного накопительного компонента.

В то же время. В макроэкономической среде. С необходимостью увеличения доходов нынешних и будущих пенсионеров. Необходимость выработки долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике. Без предложений по оптимизации пенсионной системы и сокращению государственных расходов путем диверсификации источников финансирования. А также развитие потенциала добровольного или “квази -добровольной” личный вклад в устойчивое развитие накопительной пенсии программами. Будем всегда оставаться под вопросом [5В современном мире. Где социально-экономические изменения происходят достаточно быстро и часто. Следует помнить. Что в таких условиях люди и организации нуждаются не только в изменениях. Но и в стабильности. Поэтому одной из важнейших задач является уравновешивание изменений стремлением к стабильности и помощь людям в поддержании этого равновесия на работе и в жизни [5, 6].

Как изменить отношение экономически активного населения к пенсионным программам (моделям), чтобы. Вступая в трудовую жизнь. Работники были готовы к действиям по накоплению пенсионных инвестиций (как инвестиций в будущее. Так как произойдет переход к другому социальному статусу)? Это требует психологического и социально-психологического сопровождения данного процесса на микро – и макроуровнях социально-экономических систем. Мотивационные ресурсы. Раскрывающие способности человека к формированию инновационного отношения. Будут постоянно обновляться с течением времени. Поэтому мотивационные ресурсы-это ресурсы xxi века. И их реализация в управлении социально-экономическими системами является важной и быстро развивающейся управленческой практикой. Консолидация отрасли приводит к консолидации фондов. О чем свидетельствует динамика соотношения медианных и средних значений пенсионных накоплений и резервов. Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не может быть реализован в полной мере – фактически управляющие компании. Управляющие активами НПФ. Конвертируют долгосрочные активы в краткосрочные. Поскольку почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее 1 года.

Существующая налоговая система не способствует созданию инвестиционного ресурса. Кризис финансовых рынков, связанный с распространением коронавирусной инфекции в марте 2020 года, не вызвал существенного снижения стоимости инвестиционных портфелей НПФ, обусловленного преобладанием в них долговых финансовых инструментов, 27,8% которых оцениваются по амортизированной стоимости и поэтому не зависят от волатильности рынка [3В отличие от большинства западных стран. Взносы России в пенсионные фонды и их инвестиционный доход облагаются налогом, а пенсии. С другой стороны. Не облагаются налогом. Существуют многочисленные необоснованные препятствия в регулировании распределения активов НПФ и страховых компаний. Целевая модель рынка НПФ и долгосрочного страхования жизни предполагает преодоление этих ограничений и эффективное выполнение всех поставленных задач в будущем.

Рекомендации

1. Алда М. Навыки управления пенсионным фондом в течение экономического цикла: стоимость (не)специализации. Eur. J. Финансы. 2018;24(1):36-58. doi: 10.1080/1351847X.2016.1239585. [CrossRef] [Google Scholar]

4. Fuest, C., Hainz, C., Volker. M.rding, M.: Staatsfonds für eine effiziente Altersvorsorge: Welche innovativen Lösungen sind möglich? ifo Schnelldienst 72(14), 3–8 (2019)

5. Ли Дж.Детерминанты активности акционеров национального пенсионного фонда Кореи. Asia-Pac. J. Financ. Шпилька. 2018;47(6):805-823. [Google Scholar]
6. Мидтсундстад Т. Какие норвежские предприятия предлагают самые бедные и лучшие пенсионные пособия? Nordic J. Work. Жеребец жизни. 2019;9(1):39-56. [Google Scholar]
7. Полетаев В. Е. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография. Москва: SIC INFRA; 2016. [Google Scholar]
9. Trainar P. La création de fonds de pension est-elle encore utile dans les économies avancées? Revue D’économie Financière. 2017;126(2):123-142. doi: 10.3917/ecofi.126.0123. [CrossRef] [Google Scholar]
10. Ван Х, Уильямсон Дж. Б., Кансой М. Развивающиеся страны и системные пенсионные реформы: размышления о некоторых возникающих проблемах. Int. Soc. Rev. 2016;69(2):85-106. [Google Scholar]
11. Чжан Л, Чжан Х. Яо Х. Оптимальное управление инвестициями в пенсионный фонд с установленными взносами в условиях несовершенной информации. Инсур. Математика. Экон. 2018;79:210-224. doi: 10.1016/j.insmatheco.2018.01.007. [CrossRef] [Google Scholar]

Интересуетесь инвестициями? У нас для Вас подарок!

Бесплатный курс по инвестированию. После него заработать сможет даже новичок. Чтобы получить курс, зарегистрируйтесь на сайте.

x