Китай инвестирует в иран

25-летнее соглашение между Ираном и Китаем. Которое попало в заголовки газет в прошлом месяце. Далеко не ново. Впервые об этом было объявлено в 2016 году во время государственного визита председателя Си Цзиньпина в Тегеран, в то время. Когда санкции в отношении Ирана снимались в рамках ядерной сделки 2015 года. С тех пор китайские и иранские официальные лица разрабатывают детали сделки в рамках медленного процесса консультаций и переговоров.

Этот процесс, несомненно. Был осложнен внезапной неопределенностью. Созданной отказом Вашингтона от ядерной сделки 2015 года и решением о повторном введении санкций в отношении Ирана с 2018 года.

Однако переговоры между Ираном и Китаем снова ускорились. Поскольку напряженность между США и Китаем возросла. И Пекин начал искать способы отказаться от того. Что он называет американским “запугиванием”. Таким как экстерриториальные санкции. Введенные в отношении Ирана.

Таким образом. Время последнего объявления о 25-летнем стратегическом соглашении связано не столько с развитием отношений между Пекином и Тегераном. Сколько с быстрым ухудшением отношений между Пекином и Вашингтоном. Китай стремится определить области. В которых он может использовать рычаги влияния. И Иран-это прекрасная возможность.

Интерес Ирана к китайской инициативе

  • Это открывает потенциально значительные экономические возможности для Ирана;
  • Это обеспечивает Ирану политическую страховку от международной изоляции в будущем;
  • Это может дать Ирану преимущество перед некоторыми из его самых колючих конкурентов. Таких как Саудовская Аравия (которая сегодня является гораздо более крупным поставщиком нефти в Китай. Чем Иран); и
  • В то время как китайско-иранские отношения в энергетическом секторе остаются относительно прочными. Связи между военными имеют большой потенциал для роста.

Тенденции и движущие силы 

План Пекина по реализации BRI. Запущенный в 2013 году. С самого начала был тепло встречен Тегераном. Проект, который свяжет Китай с мировыми рынками через обширный и амбициозный набор сухопутных и морских торговых путей через Евразию и прилегающие моря. Ставит Иран в центр глобальных планов Китая.

В то время как несколько десятков государств намерены принять участие в BRI (по некоторым данным. Где-то от 50 до 65). Иран является одним из ключевых компонентов проекта. Общая стоимость которого оценивается примерно в 1 триллион долларов в течение 10-15 лет.[1]

Базовая география Ирана делает его единственным жизнеспособным мостом из мировых морей в государства Центральной Азии. Не имеющие выхода к морю (рынок с населением около 65 миллионов человек). И три государства Южного Кавказа (Армения. Азербайджан и Грузия. Хотя последняя имеет выход к Черному морю).

Нельзя недооценивать стремление Китая стать доминирующей экономической и политической силой в самом сердце Евразии. Чтобы обеспечить свою власть над Центральной Азией, Иран. Тесно интегрированный в BRI. Обеспечивает важную форму страхования для китайцев от альтернативных вариантов для жителей Центральной Азии. Которые могут появиться в будущем.

Успешная реализация BRI даст Китаю фактический контроль над двумя из трех торговых точек.В декабре 2014 года была открыта железнодорожная линия протяженностью 925 км. Идущая из Казахстана в Туркменистан и далее в Иран.

Казахстан лидирует среди пяти государств Центральной Азии по связям с Ираном. Стремясь выйти на мировые рынки через иранские порты. В декабре 2014 года была открыта железнодорожная линия протяженностью 925 км. Идущая из Казахстана в Туркменистан и далее в Иран.

В стремлении Казахстана к многовекторной внешней политике Иран всегда выделялся в качестве важного приоритета. Это стало важным фактором в его роли в качестве ядерного посредника между Ираном и Западом во время двух раундов переговоров. Состоявшихся в Алматы в начале 2013 года. Между тем, в феврале 2016 года первый железнодорожный груз из Китая прибыл в Иран по железной дороге Казахстан-Туркменистан-Иран.

Однако BRI также создает неопределенность для иранцев. Одним из крупнейших инфраструктурных проектов Ирана за последнее десятилетие стало развитие глубоководного порта Чабахар на иранском побережье Индийского океана.

Этот проект был значительно отложен. Но по-прежнему имеет решающее значение для Ирана как способ обеспечить более коммерчески выгодный выход для государств Центральной Азии и тем самым превратить Иран в важный транзитный стержень.

Сказать, что иранцы хотят превратить порт в конкурента Дубаю. Не будет преуменьшением. Даже если такой сценарий маловероятен в ближайшей перспективе. Тем временем Китай вложил значительные средства в близлежащий и потенциально конкурирующий проект в Пакистане-порт Гвадар.

Чтобы еще больше усложнить ситуацию. Именно соперник Китая, Индия. Входит в число иностранных государств. Которые больше всего инвестировали в качестве партнера Ирана в развитие Чабахара.

[2]

В Японии говорят. Заинтересована в развитии порта по тем же причинам. Как в Китае: для укрепления связей с 82-миллионного иранского рынка. А также превращая иранскую территорию в канал на рынки Центральной Азии.[3] Тем не менее. Сейчас этот конфликт интересов не создает непреодолимое препятствие для реализации Ирана сегмент Пекина Бри планы.

Кроме того, Пекин смотрит на Иран и Центральную Азию не только через экономическую призму. Но и через призму безопасности. Прилегая к своим относительно слаборазвитым и часто испытывающим дефицит безопасности западным регионам. Пекин считает Центральную Азию своим уязвимым подбрюшьем. Которое необходимо тесно интегрировать в экономическую и политическую сферу господства Китая.

И жители Центральной Азии были более или менее готовыми партнерами. Китай уже заменил Россию в качестве основного торгового партнера региона. И теперь ожидается. Что сотрудничество будет укрепляться вокруг вопросов. Связанных с безопасностью. Для содействия таким шагам существует институциональная инфраструктура. В первую очередь Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Как китайское. Так и центральноазиатское руководство рассматривают Иран как неизбежного. Но, возможно. Также желательного партнера в области безопасности.

Это связано не только с его географией; существует также общее понимание Ирана в Центральной Азии и Китае как не представляющего угрозы. Когда речь заходит об одном ключевом вопросе: импорте радикального ислама в ту часть исламского мира. Которая до сих пор была в основном светской.

Несмотря на яростную приверженность Тегерана своей исламистской идеологии. Жители Центральной Азии и китайцы рассматривают Иран как грозное национальное государство. Которое на практике и по различным причинам в значительной степени прекратило попытки экспортировать свое политическое послание своим северным соседям.

Это приветствуется. Но есть также структурное препятствие, которое. По крайней мере. С точки зрения восприятия. Снизило способность Ирана проникнуть в регион: как шиитское мусульманское государство. Его исламистское послание всегда будет иметь ограниченный прием в государствах Центральной Азии с суннитским большинством или в Китае.

Напротив, как в Центральной Азии. Так и в Китае существует глубокий страх по поводу роли государств с суннитским большинством в качестве стартовой площадки для распространения радикальной религиозной доктрины. Направленной против их мусульманского населения.

Интересно, что государства Центральной Азии держали и то. И другое на расстоянии вытянутой руки. Чего не было в случае с Ираном.

Посмотрите, например, на то, что. Несмотря на огромный объем торговли. Китай очень мало сотрудничал в области безопасности с арабскими государствами Персидского залива. Лишь совсем недавно Саудовская Аравия и Китай впервые провели переговоры о борьбе с терроризмом.[4] В отличие от этого. Иран провел серию переговоров по вопросам безопасности и обороны с Китаем. А глубокие военные связи Ирана с Китаем восходят к началу 1980-х годов.

Плохая история региональной интеграции

Второй фактор. Способствующий этому. Связан с китайским пониманием долговечности иранского государства. Несмотря на свои спорные отношения с Западом. Иран рассматривается китайцами как прочное и мощное национальное государство на Ближнем Востоке. Которое сегодня является домом для многих несостоявшихся или терпящих неудачу государств (от Йемена до Ирака и Сирии. Ливана и Афганистана).

Китайцы также рассматривают Иран как страну, которая. Тем не менее. В значительной степени находится вне любых региональных экономических союзов и союзов в области безопасности. Это проблема. Которую Пекин. По-видимому. Обещает решить с помощью таких проектов, как BRI. Недавнее объявление о 25-летнем стратегическом соглашении между Тегераном и Пекином на 400 миллиардов долларов следует рассматривать в том же контексте.

Тем не менее, опять же. Есть некоторые иранские подозрения и в этом отношении. Примите позицию Китая в отношении давней заявки Ирана на вступление в ШОС в качестве полноправного члена. В Тегеране широко считают. Что Россия выступает за вступление Ирана в многосторонний коллективный орган. Который возглавляют Москва и Пекин.[5]

Однако иранцы не так уверены в открытости Пекина этой идее. В последние годы организация неоднократно отказывалась начинать переговоры о вступлении с Тегераном. К большому разочарованию Ирана.[6] Иран не пускают. В то время как Индия и Пакистан — два воюющих государства — были приняты в ШОС в июне 2017 года.

Позиция ШОС раздражает иранцев до такой степени, что. Как говорят. Они пересматривают свою заявку на членство. Фактически, сразу после того. Как заявка Ирана провалилась. Множество иранских полуофициальных источников поставили под сомнение полезность членства в ШОС для Ирана на данный момент.[7]

И все же нельзя недооценивать желательную политическую и символическую ценность для Тегерана возможности присоединиться к таким группировкам, как ШОС. С момента образования Исламской Республики в 1979 году Иран неоднократно не присоединялся ни к каким коллективным органам. Которые могли бы каким-либо значимым образом содействовать его дипломатическим и экономическим требованиям. От Организации экономического сотрудничества (ОЭС) до Движения неприсоединения (ДН) опыт Ирана в области многосторонних усилий чаще всего разочаровывает. И недавний опыт Тегерана с экономической изоляцией из-за его ядерной программы только усилил его аппетит к интеграции в коллективные органы. Которые могли бы защитить его от карательных мер Запада в будущем.

Факторы притяжения в Тегеране

В то время как китайские инвестиции в железнодорожные. Автомобильные. Портовые и другие инфраструктурные проекты и общую торговлю-все это причины. По которым Иран приветствует BRI. Существует также внутренний иранский фактор. Который облегчает планы Пекина. Это связано с жесткой позицией фракции в Иране. Которая долгое время утверждала. Что Тегерану следует уделять приоритетное внимание дипломатическим и экономическим связям с такими государствами. Как Россия и Китай. А не с западными. Эта позиция определяется. Прежде всего. Идеологическими предпочтениями.

Эта политика началась как девиз еще в 1990-х годах. Но стала реальностью к концу президентства Махмуда Ахмадинежада. К 2013 году. Когда Ахмадинежад покинул свой пост. Только на Китай приходилось около трети общего объема торговли Ирана.

И некоторые из тех же сторонников жесткой линии. Особенно те. Кто находится в рядах военно-политического Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Продолжают выступать за более тесные связи с Китаем. Но в то время как сторонники жесткой линии в Тегеране видят в Китае важный политический противовес Западу. Умеренная фракция в правительстве президента Хасана Рухани рассматривает его как важного игрока. Который может дополнить общие попытки Ирана преодолеть свою прошлую международную изоляцию.

На самом деле. Военные связи между Ираном и Китаем заметно расширились с тех пор. Как Рухани вступил в должность в 2013 году. Особенно после ядерной сделки 2015 года. Министр обороны Хосейн Дехган впервые посетил Пекин в мае 2014 года и подписал соглашение о военном сотрудничестве. Тегеран и Пекин также подписали соглашение о совместной борьбе с терроризмом. Большая часть видения такого сотрудничества была изложена в ходе государственного визита президента Си в Тегеран в январе 2016 года. Затем два государства договорились расширить торговлю до 600 миллиардов долларов в течение 10-летнего периода. А также укрепить сотрудничество в рамках 25-летнего плана.[8]

Как и в случае с продолжающимися дискуссиями Тегерана с русскими, Иран. Как говорят. Взвешивает идею предоставления китайским военным доступа к своим воздушным и морским объектам. Также следует помнить. Что Иран и Китай сегодня почти достигли согласия по некоторым ключевым вопросам на Ближнем Востоке. Включая поддержку режима Башара Асада в Сирии.

Китай и Иран неизбежно продолжат развивать более тесные связи. Главным образом в экономической сфере. В то время как Иран и Китай имеют схожие взгляды на международный порядок (антиамериканская гегемония. Акцент на суверенитете). Китай, вероятно. Не захочет слишком связываться с Ираном. Учитывая рискованную деловую среду (и угрозу санкций) и склонность Ирана участвовать в вызывающей беспокойство интервенционистской политике на Ближнем Востоке.

Наконец, наблюдатели также по-прежнему в целом согласны с тем. Что США являются существенным препятствием для углубления отношений между Ираном и Китаем. Учитывая стремление Китая к прибыльной торговле с США и продолжающееся соблюдение Китаем санкций США в отношении Ирана.

Тем не менее. Как минимум. Даже публичность вокруг этого соглашения рассматривается Тегераном как подрыв аргумента Вашингтона о том. Что Иран изолирован из-за кампании “максимального давления”. В лучшем случае 25-летняя стратегическая сделка между Тегераном и Пекином может стать “страховым полисом” Ирана. Если санкции США продолжатся и борьба между США и Китаем обострится. Короче говоря. Эта сделка-не просто пропаганда Тегерана.

  

Алекс Ватанка является директором Иранской программы МЭИ и старшим научным сотрудником Инициативы Frontier Europe. Высказанные здесь взгляды являются его собственными.

Фото: Pool/Президентство Ирана/Агентство Anadolu/Getty Images

Примечания в конце

[1] http://blogs.worldbank.org/eastasiapacific/china-one-belt-one-road-initiative-what-we-know-thus-far

[2] http://nationalinterest.org/feature/why-iran-india-are-getting-closer-18336

[3] http://bit.ly/2gZ8PIA

[4] http://saudigazette.com.sa/saudi-arabia/saudi-arabia-china-sign-security-cooperation-pact/

[5] http://www.presstv.com/Detail/2016/04/07/459588/Iran-Russia-SCO-Zarif-Lavrov-Baku-Karabakh/

[6] http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/07/iran-shanghai-cooperation-organization-sco-accession.html

[7] http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/07/iran-shanghai-cooperation-organization-sco-accession.html

[8] https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-23/china-iran-agree-to-expand-trade-to-600-billion-in-a-decade

Интересуетесь инвестициями? У нас для Вас подарок!

Бесплатный курс по инвестированию. После него заработать сможет даже новичок. Чтобы получить курс, оставьте заявку на нашем сайт (будет открыто новое окно)

x